Кид резюме
Церковь Карлскирхе в Вене просто нельзя не заметить. Настоящий бриллиант в сокровищнице европейского архитектурного наследия, католический храм привлекает внимание многообразием барочных архитектурных элементов и их элегантным сочетанием с другими стилями. Вроде бы все без излишеств, но и простоты здесь не увидишь. Сегодня в церкви уже не служат мессу, она действует как музей и гостеприимно открывает свои врата для путешественников любого вероисповедания.
Кирха была построена, чтобы почтить память священника Карло Борромео – спасителя города от эпидемии чумы, ярого поборника веры, верного служителя не только Бога, но и монархии, небесного покровителя Карла VI Габсбурга, неутомимого борца против Реформации. Между прочим, такая активность в лице одного человека нравилась далеко не всем, поэтому на священника однажды даже было совершено покушение.
Если вы не пленитесь и почитаете больше информации об этом неординарном клирике, вам еще больше захочется посетить Церковь Карлскирхе.
Возле главного входа в храм, справа и слева возвышаются, выполненные в греческом стиле, статуи двух белых ангелов, которые символизируют единство двух книг Священного Писания – Ветхого и Нового заветов.
Фронтоны здания украшают скульптуры, символизирующие Веру, Милосердие, Покаяние и Смирение. В центре этих наивысших человеческих добродетелей установлена статуя самого Святого Карло Борромео, кстати, единственного племянника папы Римского, который был причислен к лику святых.
Смешение разных культурных стилей в архитектуре здания особенно заметно при взгляде на две огромные колонны, очень похожие на римские, но с небольшими помещениями сверху, как в исламских минаретах. Боковые капеллы – это прекрасный образец итальянского барокко, а вот их крыши чрезвычайно похожи на китайские пагоды. Центральный портик повторяет римский храмовый фасад, поперечный неф такой же, как в готических соборах.
Высота храма более 70 метров, а в массивном куполе цвета патины, который увенчивает церковь Святого Карла Борромея, оборудована смотровая площадка, откуда открывается захватывающая дух панорама города. Перед собором раскинулся зеркальный пруд. Одно из любимых занятий путешественников – фотографировать отражение величественного храма в воде.
Казалось бы, что такое смешение стилей невозможно превратить в органичную композицию. Тем не менее, двум австрийским архитекторам Иоганну Бернгарду Фишеру фон Эрлаху и Йозефу Фишеру фон Эрлаху (отцу и сыну) это удалось. Более того, они смогли добиться того, что визуальное единство сохраняется при осмотре церкви с любой точки. Каждая архитектурная деталь Карлскирхе имеет также иносказательное значение. Например, триумфальные колонны прославляют императора Карла.
Эклектика барочного шедевра – это вовсе не случайная идея или стремление быть оригинальным. Иоганн фон Эрлах хотел в одном строении передать духовные идеи самых значимых мировых проектов – храма в Иерусалиме, собора Св. Софии в Стамбуле, Св. Петра в Риме и Св. Павла в Лондоне, а также Пантеона.
Фасад, фронтоны, колонны и купол – архитектурой хама можно любоваться бесконечно, но стоит поспешить внутрь, ведь резьба, фрески, алтарная роспись в интерьере впечатляют ничуть не меньше.
Внутреннее убранство церкви создавалось руками многих знаменитых художников. Например, рельефное изображение на алтаре поднимающегося к небесам Святого Карло Борромео принадлежит гению Альберта Камезины. Потолочная роспись фрески центрального купола – работа Иоганна Михаэля Роттмайра. Большинство фресок внутри монументального строения изображают жизнь Святого Карло Борромео.
Радует и то, что вокруг собора не асфальт, а прекрасные зеленые газоны, на которых можно организовать пикник для всей семьи – детям счастье, и взрослые могут спокойно любоваться одним из лучших образцов европейского зодчества.
Своей утонченной роскошью и уникальной эклектикой Карлскирхе похожа на оживший красочный сон о залитом сказочном дворце с поющими ангелами и белоснежными скульптурами, которые, кажется, вот-вот сойдут с фронтонов храма для назидательной беседы о вечном.